22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в Сочи появились первые боевые дружины. В них входили комсомольцы, коммунисты и другие добровольцы, готовые наряду с военными отправиться на фронт и помочь Красной Армии с обороной Северного Кавказа. К началу июля боевые дружины трансформировались в отряды народного ополчения. Корреспондент ИА SochiMedia поговорил с кандидатом исторических наук Константином Тараном и узнал о том, как формировались отряды ополченцев, какую боевую подготовку они проходили и как это в дальнейшем помогло бойцам на фронте.

Запись добровольцев на фронт. г. Сочи, 1941 год. Фото: Сочинский городской архив
В Сочинском отряде народного ополчения в июле 1941 года было 1339 человек. Большую часть из них составляли, конечно, мужчины — их было 1236. Но в составе отряда было также 193 женщины. Женщинам предлагали вступать в нестроевые подразделения — например, в группы противовоздушной и химической обороны (ПВХО) или санитарные дружины. Но если женщины были способны физически нести строевую службу и настаивали на том, чтобы остаться в строю, то их также зачисляли в состав строевых подразделений.

Занятия с винтовкой дружинниц сочинского ополчения. г. Сочи, 9 октября 1941 года. Фото: Сочинский городской архив
В отряд ополченцев вошли простые сочинцы — рабочие и служащие городских предприятий и учреждений. Отряды народного ополчения существовали на территории Большого Сочи весь следующий год — до августа 1942 года.
— В этот период бойцы отрядов проходили специальную военную подготовку, несли караульную службу по охране общественного порядка и стратегических объектов — рассказывает Константин Таран кандидат исторических наук, доцент кафедры ТПиГ, ИиФ Сочинского государственного университета. — Личный состав отрядов был непостоянным, так как физически здоровых и подготовленных бойцов систематически призывали в ряды Красной Армии, усиливали ополченцами истребительные батальоны, отделы НКВД и местной противовоздушной обороны. Фактически отряды народного ополчения являлись кадровым резервом Рабоче-крестьянской Красной армии.

Отряд народного ополчения. г. Сочи, 1941 год. Фото: Сочинский городской архив
Бойцов отрядов народного ополчения разделили на три спецслужбы — санитарную, химическую и службу связи. Помимо теоретической части, во всех службах проводили практические занятия. 42 санитара проходили санитарно-тактическую подготовку и походы в полевых условиях, а также изучали техническую часть винтовок, пулеметов и гранат.
Химическая служба в составе 21 человека определяла зараженную местность и обучалась ее дегазации в спецкостюмах.
15 связистов в числе прочего изучали звуковые колебания, конструкцию телефона и микрофона, а также учились устранять повреждения проводов и оборудования.
В середине июля 1941 года отряд народного ополчения начал проходить программу строевой и стрелково-тактической подготовки. Она включала в себя изучение военных спецпредметов и должна была помочь будущим бойцам-пехотинцам Красной Армии в бою.
— Силами сочинского ополчения был построен танк-макет на автомашине из 6–7 мм железа, что дало возможность бойцам на ходу забрасывать танк учебными гранатами, бутылками с бензином и керосином, а также бросать под него связки гранат, — рассказывает Константин Таран. — Такая постановка дела облегчила обучение бойцов народного ополчения и способствовала обучению гранатометчиков — бойцов-истребителей танков.
Ополченцы также самостоятельно изготовили 300 саперных лопат, оборудовали склад для хранения оружия и огнеприпасов, сделали макеты ручных станковых пулеметов, учебных гранат и деревянных ружей.

Отряд народного ополчения. г. Сочи, 1941 год. Фото: Сочинский городской архив
Командирами полков, батальонов и рот отряда ополченцев назначали офицеров запаса, а командовать взводами и отделениями — наиболее расторопных, энергичных и смелых ополченцев. Если возникала боевая тревога, начальники гарнизонов должны были вооружить ополченцев, снабдить боеприпасами и использовать по своему усмотрению, исходя из обстановки.

Эвакогоспиталь №2124. Первые раненые. г. Сочи, 21 августа 1941 года. Фото: Сочинский городской архив
К концу августа 1941 года выяснилось, что некоторые командиры при обучении ополченцев отдавали приоритет более "легким" формами обучения — маршировке и ружейным приемам, а наиболее важные и неотложные предметы спецподготовки не применяли. Поэтому краевой штаб предложил проводить обучение ополченцев в соответствии с программой "Ворошиловский стрелок".
Основное внимание в этой программе уделялось знанию механизмов винтовок, пулеметов и гранат, умению точно и без промаха стрелять и метать гранату, изготавливать и метать бутылки с горючей смесью, в совершенстве владеть штыковым боем и боем малой лопатой. Кроме того, бойцы должны были уметь рыть все виды окопов как для одиночного бойца, так и отделения, правильно вести разведку и особенно ночные поиски, уметь вести наблюдение за противником, правильно делать перебежки, уметь маскироваться, используя складки местности и местные предметы, и нести службу связного.

Прием раненых в э/г №3183. г. Сочи, 1942 год. Фото: Сочинский городской архив
Обучали также преодолению все видов препятствий и водных преград, совершать марши по дорогам и пересеченной местности без дорог до 25 км в составе отделения, взвода и роты, ориентироваться по солнцу, звездам и местным предметам, вести бой в обороне, наступательном бою, при атаке и борьбе внутри обороны противника, а также правильно вести борьбу с авиадесантом противника.
— Предлагалось проводить занятия в полевых условиях, в составе отделения, взвода и роты, используя рельеф местности и местные предметы, как днем, так и ночью, независимо от погоды, — рассказывает Константин Таран. — В целях упорядочения и правильной постановки военного обучения необходимо было провести совещание командиров и политруков рот, пригласив на него в качестве докладчиков кадровых командиров РККА или командиров запаса, знакомых с военным делом.
Одно из учений прошло 3 октября 1941 года. По легенде, группа немецких диверсантов в составе двух отделений планировала высадку на берегу моря в районе пансионата "Кавказская Ривьера". Целью диверсантов было взорвать хлебозавод, виадук и электростанцию. Ополченцы получили задачу уничтожить группу диверсантов и справились с ней достойно.
К этому моменту в отряде находилось 673 человека — в два раза меньше, чем в начале. К середине ноября число ополченцев сократилось до 314 человек. Это объяснялось тем, что бойцы, командиры и политработники из состава ополченцев постоянно уходили на фронт в ряды Красной Армии. С июля по конец ноября из ополчения призвали 1433 человека.

Письмо с фронта сочинца И. Н. Клишчука. 3 марта 1943 года. Фото: Сочинский городской архив
— Изучение стрелкового и тактического дела дало положительные результаты в бою против немецких захватчиков, — рассказывает Константин Таран. — Бойцы народного ополчения присылали с фронта благодарности командно-политическому составу отряда за обучение их военному делу, особенно в стрельбе, самоокапывании и маскировке.
В декабре 1941 года в отрядах народного ополчения Краснодарского края насчитывалось 224 тысячи ополченцев, которые в дальнейшем были также мобилизованы в РККА, переведены в истребительные батальоны и отряды МПВО и ПВХО.