В истории русской литературы были авторы, которых современники ставили в один ряд с Пушкиным и Чеховым, но сегодня их имена почти забыты. Их книги когда-то расходились огромными тиражами, а поклонники носили их на руках. Почему же эти писатели исчезли из литературного канона?
"Петербургские трущобы" (16+) и забвение Всеволода Крестовского
В 1866 году Всеволод Крестовский опубликовал авантюрный роман "Петербургские трущобы", который моментально стал сенсацией. Книга, описывающая жизнь столичных низов, переиздавалась пять раз и вызывала настоящий ажиотаж.
"Читатели романа собирались в группы и ходили по местам, описанным Крестовским", — вспоминал поэт Федор Берг.
Помимо этого романа, Крестовский писал стихи, повести и даже создал либретто для оперы Римского-Корсакова "Псковитянка". Но в историю литературы он вошел лишь как автор "Петербургских трущоб" — остальные его работы канули в Лету.
Семен Надсон: от "нового Пушкина" до "третьесортного поэта"
В конце XIX века Семена Надсона называли "новым Пушкиным". Его сборник "Стихотворения" (16+) переиздавался множество раз, а общий тираж превысил 200 тысяч экземпляров — колоссальная цифра для того времени. В 1885 году он получил Пушкинскую премию, высшую литературную награду Российской империи.
Когда Надсон умер от чахотки в 1887 году, поклонники несли его гроб на руках до Волкова кладбища в Петербурге. Его творчеством восхищались Брюсов и Мережковский, но уже в начале XX века критики разочаровались в его поэзии.
"Его лирика безнадежно устарела", — писал Брюсов в 1908 году.
Надсона обвиняли в шаблонных эпитетах, слабых метафорах и излишнем пессимизме. После революции его и вовсе объявили "третьесортным поэтом", а его книги не переиздавали вплоть до конца 1980-х.
Игнатий Потапенко: плодовитый, но забытый соперник Чехова
В 1890-е годы Игнатий Потапенко был одним из самых популярных писателей. Его сравнивали с Чеховым, а в провинции он порой затмевал даже Толстого. "Один из плодовитейших современных беллетристов", — говорилось о нем в энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
Его пьесы ставили в Малом театре, а новые тома сочинений выходили почти каждый год. Однако критики отмечали, что из-за огромного объема его работы часто были сырыми, с шаблонными сюжетами и нелогичными концовками.
Когда на сцену вышли Куприн и Бунин, слава Потапенко померкла. Он продолжал писать до самой смерти в 1929 году, но былые восторги читателей остались в прошлом.
По материалам culture.ru (18+).