Возраст 37 лет считается опасным для поэтов. Именно в этом возрасте ушли из жизни многие известные представители творческой профессии. Кто-то из-за несчастного случая, кто-то от тяжелой болезни, а кто-то по собственной воле. Правда ли, 37 дет были роковыми для писателей и поэтов? Или это просто случайные совпадения?
Мы далеко не первыми заметили, что творческие люди прошлого имели определенную связь с этим возрастом. Еще Владимир Высоцкий писал:
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, –
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен бог –
Ребром вопрос поставил: или — или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, –
А нынешние — как-то проскочили.
Слишком много совпадений, чтобы объяснить их случайностью. По этой причине мысль о фатальном возрасте привлекла интерес как самих творческих людей, так и исследователей. Обращает на себя внимание тот факт, что именно в 37 лет скончались такие великие личности, как Роберт Бернс (умер от болезни), Джордж Гордон Байрон (причиной стала лихорадка), Александр Одоевский (тоже погиб от лихорадки), Александр Пушкин (погиб в результате дуэли), Велимир Хлебников (умер от истощения), Артюр Рембо (страдал от последствий зависимостей, погиб от рака), Владимир Маяковский (совершил самоубийство) и Даниил Хармс (умер в заключении, в психиатрической больнице).
Этот список можно продолжить именами советских авторов, не так знакомыми широкому кругу читателей, но не менее яркими: Василий Александровский, Геннадий Шпаликов, Леонид Губанов, Леонид Лавров, Александр Афиногенов. Ушедшие в этом возрасте были и среди великих художников — Рафаэль, Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек.
Если говорить о кризисе среднего возраста, который психологи считают трудным периодом для многих людей, то для творческих натур он проходит особенно болезненно. Такие люди глубже воспринимают происходящее, чувствуют его острее. Для некоторых из них это становится точкой невозврата.
Однако только внутренними переживаниями и стрессом невозможно объяснить всю цепочку смертей. Некоторые поэты не просто умирали в 37 лет, они погибали насильственной смертью или от заболеваний, которые могли бы вылечить при достаточном уровне медицины. Кто-то погиб в результате военных действий, кто-то — в поединках, кто-то — от зависимости или непомерного утомления жизнью.
Можно найти немало примеров и среди тех, кто ушел из жизни в другом возрасте. Если собрать всех творческих людей, чьи жизни оборвались рано, окажется, что цифры 42, 54 и другие тоже могут показаться роковыми. Но вряд ли здесь можно говорить о какой-либо закономерности. Просто многие из этих людей слишком быстро расходовали свою энергию, слишком активно жили, слишком мало заботились о себе. Кто-то проигрывал бой зависимостям, кто-то — с обстоятельствам.
Также стоит учитывать исторический контекст. В XIX и XX веках эпидемии, войны, поединки и недоступность медицины забирали жизни множества талантливых людей. Александр Пушкин стал одной из жертв дуэли, так же как и Байрон, который погиб задолго до начала XX века. Условия того времени не позволяли спасти многих, кто заболел или попал в сложную ситуацию.
Нельзя сказать, что эта тема имеет однозначное объяснение. Возможно, в ней есть доля мистики, возможно — простое совпадение. Но факт остается фактом: слишком много талантливых людей не дожило до старости, и слишком часто эта черта оказывалась на отметке 37 лет.