Спросите любого человека, даже ребенка, кто такой Франкенштейн, и почти все ответят, что это монстр, созданный из кусочков человеческих тел и оживленный бездушным экспериментатором. Такое представление стало общепринятым благодаря более чем шестидесяти фильмам, в которых эта история показана именно так.
Однако не все знают, что настоящий Франкенштейн — это не чудовище, а его создатель, молодой ученый Виктор. Само существо в романе Мэри Шелли не имеет имени. История появилась на свет благодаря перу девятнадцатилетней девушки, которая написала ее на спор с лордом Байроном. Этот поединок фантазии положил начало целому жанру — готическому роману.
А начиналось все вот как...
Лето 1816 года запомнилось не теплом или ярким солнцем, а дождями, холодом и постоянной хмурой погодой. Причиной стало извержение вулкана в Индонезии, которое выбросило в атмосферу столько пепла, что в Европе установилась необычная для лета погода. На улице было сыро, поэтому компания молодых людей, собравшихся в доме Байрона, проводила вечера за закрытыми окнами, читая рассказы ужасов.
Среди гостей были Клэр Клэрмонт, сестра подруги Мэри, сама будущая писательница Мэри Годвин (впоследствии Мэри Шелли), ее возлюбленный Перси Шелли и личный врач Байрона Джон Полидори. Чтобы скоротать время, Байрон предложил всем сочинить свои собственные "страшилки". Он был уверен, что победит благодаря своим литературным способностям. Но всё вышло иначе.
Мэри долго не могла придумать ничего подходящего. Она размышляла о жизни, о своих страхах, о темных сторонах человеческой природы. Как-то ночью ей приснился ученый, который только что оживил свое творение. Чудовище, созданное им, смотрело на него глазами, полными боли и одиночества. Проснувшись от кошмара, девушка поняла: вот он — герой будущего романа.
Роман вышел в 1818 году. Он назывался "Франкенштейн, или Современный Прометей". В нём рассказывалось о юном исследователе Викторе Франкенштейне, который совершил невероятное — научился возвращать к жизни мёртвых. Собрав тело из разных частей, он наделил его движением. Однако, увидев результат, он отшатнулся от своего детища. Отказавшись от него, он обрек монстра на одиночество и ненависть к людям, которые его боялись и презирали.
Эта история сочетает в себе элементы готики, романтизма и научной фантастики. Именно в ней впервые была использована идея создания существа на основе научного подхода. Поэтому некоторые считают этот роман первым произведением в жанре фантастики.