Чем сегодня живёт российское казачество, какие вызовы стоят перед ним? Изменилась ли роль в обществе казаков с началом специальной военной операции? Как они выполняют задачи по защите рубежей Родины и организации гуманитарных миссий на Донбассе и Новороссии? На эти и другие вопросы в интервью руководителю ИА Stavropol.Media Наталье Мурье ответил атаман Всероссийского казачьего общества, заместитель полномочного представителя Президента в СКФО Виталий Кузнецов.

Виталий Кузнецов и Наталья Мурье. Фото: ИА Stavropol.Media
— Виталий Владимирович, согласны ли Вы с утверждением, что с начала СВО роль казачества в России существенно возросла?
— Мы безусловно можем говорить о большом авторитете российского казачества. С начала специальной военной операции официально более 45 тысяч казаков прошли через неё. Из них 12 удостоены звания Героя России. Более 5 тысяч казаков награждены высокими государственными наградами. И до сих пор наши подразделения находятся на линии боевого соприкосновения, а сотни казаков продолжают подготовку на полигонах и пополняют ряды.
Но есть и другая сторона — гуманитарная миссия. Только официально мы доставили 65 тысяч тонн гуманитарной помощи, причём не только для подразделений, но и для мирных жителей Новороссии, Донецка, Луганска, Херсонской и Запорожской областей. Лично я, будучи атаманом Терского войска, возглавлял 53 гуманитарных конвоя. Мы заходили в "серые зоны", туда, где людям особенно тяжело, где это особенно необходимо, и передача идет из рук в руки.
Я тогда в 2022 году сказал: "Где есть казачье подразделение — там люди не голодают". Так и было — и на Кинбурнской косе, и под Угледаром. Именно на этом и держится авторитет. Когда началась СВО, мы сразу сказали, что это исторический момент, и сегодня пишется современная история российского казачества.
— Казаки во все времена были надёжной опорой для государства. Как сегодня выстраивается эта работа? Достаточно ли внимания и поддержки на высшем государственном уровне?
— Сегодня есть стратегия государственной политики в отношении российского казачества, утверждённая Президентом. Совет по делам казачества при Президенте возглавляет помощник Президента, генерал-полковник Юрий Дмитриевич Миронов, его заместитель — полномочный представитель Президента в СКФО Юрий Яковлевич Чайка. Недавно состоялся президиум Совета, где принимаются ключевые стратегические решения. Казачество находится в фокусе внимания Президента.
Этот высокий уровень внимания подтверждает и тот факт, что совсем недавно Юрий Яковлевич Чайка вручил бригаде "Терек" знамя, на котором стоит подпись Верховного главнокомандующего. Это огромное внимание ко всему российскому казачеству.
Впервые в этом году три парадных казачьих расчёта прошли по Красной площади. Такого не было никогда. В следующем году мы планируем участие сразу двух парадных казачьих расчетов — впервые будут представлены Волжское и Оренбургское казачьи войска.

Казаки приняли участие в Параде в честь 80-летия Великой Победы. Фото: Пресс-служба Всероссийского казачьего общества
Отдельно хочу сказать о роли Юрия Яковлевича Чайки — потомственного казака, основателя и вдохновителя казачьей разведывательной бригады "Терек". Именно он с нуля создал это легендарное казачье подразделение. Юрий Яковлевич всегда вникает в суть работы подразделения, постоянно помогает оснащением и оборудованием. Очень много делает для объединения казаков.
— История казачества неразрывно связана с Русской православной церковью. И сегодня на передовой священники окормляют военнослужащих. Правда ли, что появился интернациональный батальон, где служат представители других религий?
— Да. При поддержке Юрия Яковлевича Чайки и главы Республики Дагестан Сергея Алимовича Меликова был сформирован интернациональный батальон "Каспий". В него вошли 125 казаков и столько же представителей Республики Дагестан. Там вместе работают священники и имамы, настоящая большая семья. Сегодня этот батальон героически сражается в составе казачьей разведывательной бригады "Терек".
Есть отряд "Нормандия-Неман", о котором говорил сам Президент, — там служат добровольцы, в том числе французы. В составе наших подразделений есть и буддисты, и представители разных народов России. Главное, что казаки объединились.
Я большую часть времени прожил на Кавказе, и всегда говорил, что мы — граждане одной великой страны. Возьмем пример наших дедов и прадедов — Великая Отечественная война показала, что мы один великий русский народ. Рядом в окопах сражались казаки и не казаки, украинцы и белорусы, лезгины, кумыки, ингуши, чеченцы — все были рядом плечом к плечу. И ничего не меняется.
Добровольцы активно вступают и в другие казачьи подразделения. Например, в кубанские — БАРС-11, БАРС-16, и 32 батальон имени Павла Судоплатова, "Форштадт", "Ермак", казачьи бригады "Дон" и "Сибирь". Мы не делим никого, и самое важное, что казаки объединились.
— Виталий Владимирович, Вы не раз называли происходящее "священной военной операцией". Почему именно так?
— Потому что речь идёт о защите православной веры. Казаки — это всегда защитники Русской православной церкви и надёжная опора государства и Президента. Так было, есть и будет. Мы сражаемся не с украинским народом, мы защищаем мирных жителей на новых территориях от нацистского режима, который уничтожал людей на Донбассе, в Одессе. У людей там забрали самое главное — веру.

Виталий Кузнецов и Наталья Мурье. Фото: ИА Stavropol.Media
Хочу привести пример: мы установили семиметровый поклонный крест прямо на глазах у противника. Они по нам даже тогда огонь не открыли. У них за спиной уничтожается то, за что сражались их деды и прадеды — вера. Для бойцов в окопах это стало символом веры, силы и преемственности. И для нас, казаков, СВО — это священная военная операция.
— Удается ли создавать казачьи корпуса на новых территориях? С какими сложностями сталкиваетесь?
— На большом круге российского казачества в Храме Христа Спасителя два года назад мы объявили о воссоздании Запорожского казачьего войска верных сынов России. Сегодня на территории Луганской Народной Республики созданы казачьи общества, которые войдут в Всевеликое войско Донское. На территории Донецкой Народной Республики уже созданы казачьи общества, завершается их регистрация, и к концу года они войдут во Всероссийское. Сейчас решаем, как будет развиваться эта история на территории Херсонской области.
Уже действует три кадетских корпуса в Луганске, планируется ещё два. Это результат большой работы команды Леонида Ивановича Пасечника.
В ассоциацию казачьих вузов вошли университеты ДНР, Херсонской и Запорожской областей. Люди там сами проявляют инициативу. В ближайшей перспективе создание казачьего кадетского корпуса в ДНР. Главное, что есть запрос. Очень много людей на новых территориях хотят войти в казачьи общества, потому что они знают свою историю и свои корни.
— Одной из своих приоритетных задач на посту атамана Всероссийского казачьего общества Вы называли объединение казаков. Что делается в этом направлении?
— Когда создавались первые казачьи батальоны "Терек", "Дон", "Таврида" мы сразу сказали, что наши двери открыты для всех. Как можно делить — реестровый казак или не реестровый? Еще в 2021 году я собрал казаков и искренне поговорил с ними о том, что нам мешает быть вместе, что нам надо объединяться. Вместе мы должны быть мощной опорой государства.

Памятная доска. Фото: ИА Stavropol.Media
Сегодня казаки объединились на передовой. Делить там нечего, кроме хлеба и банки тушёнки. Надо понимать, что казачьи реестровые войска, это люди, которые взяли на себя обязательства по несению государственной службы. Официально в реестре казачества около 140 тысяч человек мужского населения, из них 58 тысяч несут службу. Сейчас 19 тысяч казаков находятся на передовой, ещё 28 тысяч участвуют в охране общественного порядка, работают в профессиональных дружинах, в МЧС, на границе. Это серьёзная сила, которая должна быть объединена вокруг Президента. И это основное направление.
— Как складывается работа с казачьей молодёжью? Можете привести примеры наиболее удачных проектов в стране?
— Мы знаем и ценим свою историю, но и думаем о будущем. А будущее — это наша молодежь. И это наш главный приоритет. Сегодня Союз казачьей молодежи объединяет более 200 тысяч человек по всей России, работают кадетские корпуса — их уже 30 и идет открытие новых.
В этом году благодаря поддержке Президента впервые мы провели федеральный казачий кадровый резерв: собрали 125 лидеров молодежи в мастерской управления "Сенеж".
Ведется работа по повышению квалификации войсковых атаманов, курсы будут проведены на базе РАНХиГС. А на следующий год переподготовим всех заместителей всех войсковых атаманов. А уже в октябре в "Сенеже" соберем молодежь и участников СВО и будем готовить кадровый резерв. Мы всегда должны быть ко всему готовы. Сегодня время сильных. И нужно учить казаков руководить и принимать решения.
Впервые в этом году провели военно-полевые сборы для 23 тысяч казаков по всей стране. Всё это — работа на будущее.
Когда я приезжаю в регион, в первую очередь встречаюсь с молодежью, казаками, стариками, а только потом с руководством субъекта. Всегда стараюсь поговорить с ребятами наедине, тогда они искренне рассказывают, чего им не хватает, чего бы хотелось. Молодым в казачестве должно быть комфортно, перспективно и интересно. А в перспективе каждый должен знать, что может стать лидером, руководителем. Я всегда говорю: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт".
— С какого возраста ребёнок может стать казаком? Это возможно только по наследству или и по желанию?
— Исторически казаками становились те, кто решал присягнуть на верность делу. Вот недавно 130 взрослых мужчин приняли казачью присягу прямо на передовой. И казаки принимают присягу на Священном Писании за себя и своих детей.
Сегодня 300 тысяч детей и подростков вовлечены в казачьи образовательные программы в трёх тысячах учреждений. Это не про "потомственных", это про выбор. Кто хочет, тот найдёт способ — с малых лет через кадетские корпуса, а взрослые — через присягу.
— Справедливо ли утверждать, что пример регионов Северного Кавказа, где казаки работают в тесном взаимодействии с властями регионального и федерального уровней, является одним из самых успешных в России?
— Безусловно. Это стало возможно благодаря мудрости Юрия Яковлевича Чайки в поддержке Терского казачьего войска. И казаки не подвели. Сегодня во многих субъектах атаманы являются советниками губернаторов и результат виден. Мы эту историю масштабируем.
Например, губернатор Самарской области Вячеслав Андреевич Федорищев подписал документ о создании государственного учреждения — штаба Волжского казачьего войска, на Камчатке атаман назначен советником губернатора. Губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев много для этого сделал. В Ростовской области хороший опыт.
Ставропольский край тоже показывает очень яркий пример — губернатор Владимир Владимирович Владимиров оказывает большую помощь казачьей бригаде "Терек".
Если говорить о Дальнем Востоке, отличный пример показал губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин — генерал, государственный деятель. Он сразу обратил внимание на то, что казачество — это на самом деле опора, здоровая часть общества нашего. Поэтому сегодня атаман Уссурийского казачьего войска — советник губернатора Хабаровского края. Распорядительным документом губернатора создано государственное казенное учреждение, которое является полноценным штабом Уссурийского казачьего войска и центром притяжения российского казачества на Дальнем Востоке.
— И финальный вопрос: что бы Вы сказали тем, кто ещё сомневается вступать в ряды казаков или нет?
— Я всегда говорил: тот, кто сомневается, значит, время его ещё не пришло. Казачество — это более 500 лет истории, защита православной веры и опора государства. Наши двери открыты для сильных. Если ты лидер, если ты готов объединять людей, вести за собой — приходите. Атаман — это в первую очередь лидер.
Казачество — это огромная семья и большая идеологическая работа. Если люди разделяют наши ценности, не надо сомневаться, надо действовать. Сегодня время сильных. Всегда — вперёд, ни шагу назад.