KrasnodarMedia, 27 декабря. Предварительные итоги 2025 года указывают на серьезное перераспределение спроса в сфере организованного внутреннего туризма России. На фоне общего сокращения объемов рынка, во многом вызванного снижением бронирований в ключевом Краснодарском крае, ряд других направлений продемонстрировал заметный рост, сообщает АТОР.
По расчетам аналитиков, основанным на агрегированных данных крупнейших игроков рынка, общий объем продаж организованных туров по стране за год сократился в среднем на 10,6%. Основной причиной стала резко отрицательная динамика по традиционно главному направлению — Краснодарскому краю, чей спад не смогли в полной мере компенсировать другие регионы. Наибольшее негативное влияние оказало закрытие пляжей Анапы, куда в 2024 году приехали 5,5 млн туристов, а в 2025 — лишь около 2 млн, что означает общерыночный спад на 64%.
Эксперты напрямую связывают общую динамику спроса по России с ситуацией в Анапе, отмечая, что неопределенность на будущий сезон уже сейчас демотивирует туристов, привыкших планировать отдых заранее. При этом другие направления края, включая Сочи, не смогли компенсировать потерю этого курорта. Общее количество россиян, остановившихся в отелях Кубани за десять месяцев, сократилось на 4,6%.
В качестве комплексных причин стагнации спроса на открытые кубанские направления аналитики выделяют общее повышение цен на проживание и сопутствующие услуги, включая авиаперелеты. Это также влияет на динамику всего рынка: по данным статистики, за январь-октябрь 2025 года было зафиксировано 72,26 млн туристических поездок с проживанием, что на 4,3% больше аналогичного периода прошлого года. Прогноз на весь год составляет около 90 млн поездок.
Несмотря на спад в 2025 году, рассчитанный в среднем на 15,4% для Краснодарского края в целом, он продолжает оставаться абсолютным лидером по количеству поездок в стране. Внутри региона динамика сильно разнится: Анапа показала спад в 72%, в то время как Сочи продемонстрировал относительную устойчивость со снижением всего на 3,9%.
На фоне стагнации главного курортного направления рынок активно перестраивается. Главным сюрпризом года стал бурный рост продаж туров в Крым, ставший следствием более доступных цен и переориентации спроса с кубанского побережья. Также заметно укрепили позиции Калининград, рассматриваемый теперь как полноценное пляжное направление, и Санкт-Петербург, где турпоток вырос более чем на 13%. Положительным структурным изменением стало возобновление работы аэропортов в Геленджике и Краснодаре.
В 2025 году четко проявились новые поведенческие тренды. Туристы стали бронировать поездки на более короткий срок, сократив среднюю продолжительность тура на 1-2 ночи для экономии. Также отмечается осознанный выбор более бюджетных отелей и апартаментов, часто без питания. Продолжает расти спрос на специализированный отдых: wellness-программы, экотуризм, путешествия на Дальний Восток и в горнолыжный "Архыз", показавший рост около 20%. Значительно выросла значимость событийного календаря различных регионов как драйвера для загрузки отелей.
Напомним, по данным Российского союза туриндустрии, спрос на отдых в Анапе снизился на 60% из-за закрытия пляжей. Президент РСТ Илья Уманский подчеркнул, что если курорт не будет открыт в 2026 году, туристическому бизнесу потребуются дополнительные меры государственной поддержки для выживания и восстановления.
При этом наблюдаются и положительные сигналы. Спрос на новогодние заезды в отелях Анапы вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом.