Событие, которое произошло в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве, до сих пор вызывает множество вопросов и обсуждений в литературных кругах. И речь идет не о смерти великого писателя, а о поступке, который многие считают символом творческой и душевной трагедии Николая Гоголя. Писатель сжёг второй том своего шедевра "Мёртвые души" (12+), оставив после себя не только пустоту, но и горечь сожалений у потомков. Однако вопрос: почему он это сделал, остается неразрешённым. Ученые и исследователи выдвигают несколько версий, почему Гоголь уничтожил свой труд.
1. Осознанный поступок: творческое самоуничтожение
Первая версия, наиболее популярная и самая прямолинейная, гласит, что Гоголь сжёг второй том "Мёртвых душ" (12+) сознательно. Это не была случайность, не ошибка, а личный выбор, в который, возможно, были вовлечены глубочайшие психологические и философские мотивы. Николай Васильевич Гоголь страдал от мучительных душевных переживаний, от чувства, что его творчество не соответствует его идеалам, и от переживаний по поводу политической и социальной ситуации в России. Он мог ощущать, что второй том, как и вся его работа, не соответствует тем высоким моральным и нравственным принципам, которые он ставил перед собой.
Одним из ярких моментов его душевной борьбы являлось то, что писатель в какой-то момент почувствовал творческий кризис, возможно, он осознал, что не сможет выполнить задуманное в полном объеме, что его усилия не оправдаются. А может, именно в тот момент он сам почувствовал необходимость очиститься от того, что, по его мнению, уже было сделано, но не могло быть доведено до конца.
2. Случайность или несчастье: рукопись сгорела по ошибке
Есть и вторая версия, более романтичная и трагичная. По этой теории, Николай Гоголь сжёг рукопись второго тома случайно, поддавшись порыву избавиться от ненужных бумаг. Возможно, он не мог справиться с нарастающим беспокойством, не знал, что делать с незавершенной работой, и поэтому бездумно уничтожил свой труд, не осознавая последствий. В моменты душевного беспокойства писатель мог не учитывать, что среди ненужных бумаг оказалась и рукопись, над которой он так долго и тяжело трудился.
Эта версия более мягкая, но она также не исключает глубокую душевную трагедию Гоголя, которая вылилась в столь необдуманный и, в то же время, решительный поступок.
3. Тайное уничтожение: скрытые силы и сопротивление
Третья версия указывает на более сложную, даже мистическую природу события. Согласно этой теории, рукопись была украдена или спрятана людьми, которые окружали Николая Васильевича в то время. В статье Екатерины Смирновой-Чикиной, опубликованной в 1959 году, утверждается, что рукопись была спрятана людьми, которые не одобряли содержание второго тома и его взглядов. Гоголь написал второй том не так, как от него ожидали власть и общество, а писатели-реакционеры и сторонники консервативных взглядов могли бы захотеть скрыть этот текст, посчитав его опасным. В этом контексте можно представить, что рукопись была спрятана, а затем возникла мифология о её сожжении.
Такую версию выдвигал и Юрий Манн, который в статье опровергал миф о том, что рукопись была уничтожена тайно и намеренно. Манн утверждал, что среди окружения Гоголя не было людей, которые могли бы тайно забрать рукопись.