В начале февраля в Сочи появились новые зоны платных парковок в Центральном, Лазаревском и Хостинском районе. Например, в центре Сочи платные парковки возникли на улицах Театральной, Московской, Пластунской, Чебрикова, а также в переулках Зеленый и Горького. Введение новых платных парковочных пространств вызвало ожидаемое недовольство горожан. Жители Хосты даже создали петицию на портале общественных инициатив с целью отменить решение властей курорта о введении платных парковок в этом районе. Как работают платные парковки, какие проблемы обострились для горожан после их внедрения, как обосновывают их необходимость власти курорта — выяснял корреспондент ИА SochiMedia.
Платные парковки для Сочи не являются новшеством. 32 городских улицы уже давно оборудовали паркоматами. Как заверили власти, в минувшем году на этих участках чиновники отслеживали дорожную ситуацию и заметили, что заторов и аварий стало меньше, а общественный и спецтранспорт стали работать лучше — об этом сообщала пресс-служба мэрии. Следом чиновники приняли решение ввести новые платные парковочные зоны на 36 участках местных дорог. По заверениям администрации, это даст более 1500 парковочных мест, которые оборудуют дорожными знаками и информационными щитами, нанесут дорожную разметку.
План начали реализовывать третьего февраля. Всего в Сочи ввели 3850 парковочных мест по 68 улицам. Из них 425 мест для людей с ограниченными возможностями и 215 бесплатных парковочных мест.
Таким образом, на каждое бесплатное парковочное место пришлось почти 15 платных. Неудивительно, что уже через несколько дней эта инициатива чиновников вызвала возмущение у местных жителей. Горожане стали создавать чаты, в которых объединяли свои усилия против платных парковок. Люди стали собирать подписи для их отмены, создавать петиции, а также провели встречу, на которой ясно высказали свою позицию городским властям.
— Просим исключить территорию поселка Хоста из списка улиц с платным парковочным пространством с 1 апреля 2024 года, — сообщают сочинцы в своем обращении к городской администрации. — Включение территории Хосты в указанную зону платной парковки не представляется возможным для местных жителей и серьезно нарушит жизнедеятельность микрорайона, будут нарушены права жителей.
Жители объясняют: в Хосте нет постоянного потока туристов на своих авто, для которых платные парковки были бы уместны. Зато сюда постоянно приезжают жители соседних населенных пунктов — на работу, в поликлинику, полицию, школу, детские сады, привозят детей на дополнительные занятия. Оставлять свои машины на платных парковках на регулярной основе выходит очень накладно.
— Не устраивает повсеместное устройство платных парковок везде и всюду без альтернативных бесплатных, — говорит жительница Сочи Анастасия. — У нас в городе есть районы, в которых не ходит нормально общественный транспорт. Необходимо пользоваться машиной, которую постоянно приходиться ставить на платных парковках. И это недешево выходит, ценник очень высокий. Предыдущие расценки еще были терпимыми, но сейчас 170 рублей практически везде — это перебор! Так еще и устраивают эти парковки там, где раньше вообще парковаться нельзя было, а теперь вдруг оказалось, что можно. Очень странно выглядит эта ситуация.
25-летний Константин — коренной житель Сочи и водитель с семилетним стажем. Он вспоминает, что платные парковки раньше существовали не повсеместно, а только у торговых центров. По мнению Константина, это было вполне оправдано.
— Парковка у нашего крупного ТЦ стала платной не сразу, — говорит Константин. — Но когда ввели почасовую оплату в сто рублей, я не возмущался. Во-первых, первые два часа при этом все равно оставались бесплатными. Во-вторых, это уменьшило количество желающих припарковаться у ТЦ жителей соседних домов. Заброшенные машины оттуда убрали. Были одни плюсы. И если я в торговом центре вдруг задержался — эти 100 рублей мне было не жалко заплатить.
Несмотря на лояльность к прежним платным парковкам, новыми Константин категорически не доволен.
— Нет никакой альтернативы платным парковкам, чтобы, например, подъехать к школе, забрать ребенка и уехать, — говорит Константин. — Зато есть проблема районов, где многоэтажки построены в виде свечей, там нет парковок. Власти могли бы выкупить участки земли, чтобы построить многоуровневые парковки, но в городе нет такой практики.
Константин поясняет — он использует платные парковки, например, у ТЦ или у вокзала. Но это вызывает у него противоречивые чувства.
— Дело в том, что деньги за оплату парковок идут непонятно куда, — возмущается Константин. — Если бы на эти деньги выкупали земли, расширяли тротуары и улицы, чтобы появлялось больше парковочных мест — я был бы только рад заплатить. Мы все знаем, что в СССР можно было двигать даже дома — а нынче это какие-то невиданные технологии. Непонятно, на что идут деньги горожан, которые оплачивают парковочное пространство.
Константин упомянул и об автовладельцах, которые заклеивают и снимают номера с целью избежать оплаты и штрафов. Таких с появлением новых платных зон в городе стало в разы больше, считает горожанин. Местные жители рассказывают, что не раз становились очевидцами того, как владельцы дорогих автомобилей возвращались к своим машинам, прикручивали снятые ранее номера и уезжали. Подобные ситуации еще больше накаляют и без того непростую обстановку, говорит сочинец.
В справедливости слов горожанина можно легко убедиться, посетив любую центральную улицу курорта — автомобилисты не стесняясь паркуются на платных местах, маскируют номерные знаки и уходят по делам.
В ход идут разные уловки и способы. Наклонные рамки, светоотражающие наклейки, специальные покрытия и лаки, инфракрасные диоды, призванные "ослеплять" камеры, спреи, имитирующие грязь или снег. Да и просто кусок тряпки или малярный скотч, которым заклеивают часть букв или цифр.
— Машины ставить людям просто негде, — жалуется местная жительница Алла. — С утра выезжаешь по делам, на одной парковке 170 рублей оставила, на другой 100, на третьей не было мест. Пришлось непонятно где машину оставить, ее в итоге эвакуатор увез, либо, того хуже, зацепили. Вот и уходит зарплата на парковку, штрафы за неё и бензин. А многие живущие на центральных улицах города не могут даже у дома машины оставить. Приходится по 40 минут, а то и по часу караулить, пока кто-нибудь уедет. И я такая не одна ожидающая. И еще надо доказать, что я раньше подъехала.
Справедливости ради, стоит отметить, что не все сочинцы против платных парковок. Есть и те, кого устраивает новое положение дел и кто видит в нем очевидные плюсы.
— Меня все устраивает, нет постоянно стоящих автомобилей на дороге, — говорит местный житель Дмитрий. — Теперь я могу припарковать свое авто в центре города, пусть и за 100 рублей. Убрали брошенный транспорт. Единственное, что требует коррекции — время. У некоторых домов нет парковочных мест — здесь было бы справедливо ввести платное время с 8 утра до 18 вечера, а ночь оставить бесплатной. Или снять плату с жильцов таких домов.
Справедливости ради — мнений "за" гораздо меньше, чем "против".
В начале февраля жители Лазаревского собрались у административного здания властей в знак протеста против введения платных парковок в их посёлке. Плата за стоянку ввели на 17 улицах, где расположены больница, пенсионный фонд, школы и другие социальные объекты, жилые дома. Такое положение дел может отпугнуть даже туристов, считают местные жители, поскольку стоимость парковки за все время отдыха может оказаться выше цен на авиабилеты.
Местные жители подали коллективную жалобу в прокуратуру и выразили своё недовольство у здания администрации. Как сообщали СМИ, чиновники временно отменили своё решение. Теперь активисты намерены встретиться с мэром и продолжат собирать подписи тех, кто выступает против платных парковок.
— Просьбы скорректировать границы прибордюрных парковок обсудили на очной встрече с жителями, зафиксировали предложения, — сказал заместитель главы города Вячеслав Бауэр. — Вопрос требует детальной проработки. Специалисты проведут серию выездных консультаций с инициативной группой горожан и детально разберут каждый участок. На это время действие платного парковочного пространства по поручению главы города приостанавливаем. Месяца будет достаточно, чтобы выработать оптимальные решения.
Сейчас платные парковки действительно работают только в дневное время — с понедельника по пятницу с 8:00 до 20:00. Стоимость — от 105 до 170 рублей в час, в зависимости от популярности улицы. Ночью, а также в выходные и праздники парковки пока бесплатны. Штрафы за неуплату на сегодняшний день составляют 3 000 рублей. Власти ранее заявляли, что в этом году количество платных парковок намерены довести до 4 000 мест на 73 городских улицах.
В пресс-службе администрации Сочи оперативно прокомментировать ситуацию с платными парковками не смогли. Редакция ИА SochiMedia готовит официальный запрос в мэрию курорта.
В материале использовано видео (12+) t.me/sochimediasu (18+).