В XX веке использование псевдонимов стало устойчивой практикой среди российских поэтов и писателей. Особенно ярко это явление проявилось в Серебряном веке — эпохе эстетизма, символизма и активного литературного самоопределения. Авторы нередко отказывались от настоящих фамилий, чтобы соответствовать своему художественному образу, дистанцироваться от семьи или сделать имя более звучным и запоминающимся.
Анна Ахматова
Настоящее имя поэтессы — Анна Горенко. Фамилию она сменила по требованию отца, который не желал, чтобы дочь "позорила" его имя публикацией стихов. В качестве псевдонима Ахматова выбрала фамилию своей прабабушки по материнской линии, подчеркнув тем самым связь с дворянским прошлым и подчеркнутый эстетизм в поэтической традиции.
Андрей Белый
Под этим именем выступал Борис Бугаев — писатель, философ, теоретик символизма. Его псевдоним был обусловлен стремлением уйти от светского имени и создать более абстрактный, символически нагруженный образ. Слово "белый" в его понимании отсылало к идее чистоты и духовного начала.
Игорь Северянин
Родившись как Игорь Лотарёв, поэт выбрал звучный псевдоним, который подчеркивал его любовь к северной природе и культуре, а также к Петербургу — городу, сыгравшему важную роль в становлении его личности и поэзии. Первоначально он использовал двойную форму имени ("Северянин-Лотарёв"), но впоследствии отказался от настоящей фамилии вовсе.
Александр Чёрный
Настоящее имя поэта — Александр Гликберг. По его собственным словам, псевдоним возник в детстве, когда для различия двух однофамильцев в семье одного прозвали "белым", другого — "чёрным". Позже это бытовое прозвище стало его литературным именем.